Развитие мелкой моторики у детей посредством вязания крючком
В наше время планшетов, смартфонов и прочих гаджетов не стоит забывать не только о приобщении детей к спорту, но и мелкой моторике, которая играет ключевую роль в развитии каждого ребенка. Под этим термином принято понимать скоординированную работу мышц, отвечающих за движения пальцев рук. Такие упражнения на моторику, как аппликация, сборка паззлов, мозаик, конструкторов, рисование, декоративно-прикладное творчество, развивают мышление, внимание, координацию, память, речь, воображение. Для детей постарше хорошим способом тренировки мелкой моторики является вязание крючком или спицами.
Преимущества занятий вязанием для детей
Вязать можно научить ребенка 6-7 лет. С этого возраста дети могут создавать различные изделия, включая предметы одежды для кукол и родных, игрушки, аксессуары. Вязание — творческий процесс, одновременно развивающий и увлекательный. Развитие мелкой моторики — важнейший положительный эффект от занятий вязанием для детей. Однако следует отметить и другие достоинства этого вида рукоделия, в их числе:
- Хорошее настроение, получаемое от поэтапного создания вещей своими руками
- Развитие навыков усидчивости, старательности, стремления завершить начатое
- Стимулирование мозговой активности благодаря мелким движениям пальцев
- Возможность реализации фантазий, проектов, самовыражения
Упражнения для ребят разного возраста
Существуют способы вязания, требующие использования разных инструментов (крючков, спиц). Также известна техника вязания руками, освоить которую детям младшего возраста будет намного проще. Для этой техники требуется особая, толстая, пышная пряжа, а вещи из нее получаются объемными, эффектными, необычными. Совместное вязание крючком с ребенком дома поможет наладить контакт, дарит радость общего творчества. Вы сможете вместе изготовить красивые вещи, игрушки, декоративные аксессуары для украшения квартиры.
Начинать обучение стоит с самых простых вещей, например, со сматывания пряжи в клубок. У некоторых ребят этот процесс вызывает затруднения, но со временем, причем довольно быстро, маленькие пальчики "запоминают" нужные движения, и дети начинают достаточно ловко обращаться с нитками.
Труднее всего для многих малышей научиться держать крючок. Объяснить и показать наглядно способ захвата крючка можно двумя способами. Первый способ заключается в удержании крючка за боковые стороны между большим и указательным пальцами. Второй способ подразумевает удерживание вязального инструмента по аналогии с карандашом или ручкой. Ребенок должен сам, экспериментальным путем, выяснить, какой способ ему больше нравится, чтобы вязание было комфортным и приносило удовольствие.
Когда малыш научится держать крючок удобным ему способом, можно приступать к основам вязания. Вначале идет освоение воздушных петель, затем столбиков с накидом и без него. Самые маленькие учатся провязывать одинаковые воздушные петли, затем их наклеивают на картон, повторяя контуры нарисованных животных, фигур, предметов.
Значение для школьников
Вязание, как способ развития моторики, способствует быстрой адаптации к школе, успешному выполнению письменных, графических заданий. Выполнение детьми определенных манипуляций при вязании тренирует скоординированность движений, ускоряет темп письма по сравнению с другими учениками. Средний возраст обучающихся вязанию 7-10 лет. Кисти учеников становятся гибкими, подвижными, а сами ребята будут более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Вязание оказывает положительное влияние на интеллектуальные способности, речевые зоны коры мозга.
Поделиться: